IRQ

Описание BIOS | Общая информация | Описание настроек | Описание ошибок

IRQ #

IRQУстройствоПриор.Комментарии
0Системный таймер* 15Системное прерывание. Генерируется 91 раз за 5 сек. В данном качестве применяется со времени первого PC.
1Клавиатура* 14Системное прерывание, генерируемое контроллером клавиатуры.
2Контроллер прерываний* 13Каскадировано (связано) с IRQ9. Могут возникнуть конфликты, когда одновременно на IRQ2 и IRQ9 должны работать различные устройства. Его использование системой сохраняется для совместимости.
3COM 24Используется вторым коммуникационным адаптером (UART2). Какое же устройство будет его генерировать? Это может быть второй последовательный порт COM2 (интегрирован на материнской плате), внутренний модем, настроенный на COM2 или COM4, или инфракрасный адаптер. Можно отключить UART2, но присвоить IRQ3 ничему не удастся. Делит одно и то же IRQ3 с COM4 (при наличии последнего). Возможен конфликт при одновременном использовании.
4COM 13Используется первым коммуникационным адаптером. Все практически идентично: генерируется первым последовательным портом COM1, модемом на COM1 или COM3 (за исключением инфрапорта). Делит одно и то же IRQ4 с COM3 (при наличии последнего). В системах с подключенной к COM1 мышью использовать COM3 не следует.
5свободен2Прерывание изначально предназначалось для использования вторым параллельным портом LPT2. Практического применения такое решение не нашло, поэтому IRQ5 перешло в разряд свободных. В IBM XT на IRQ5 "висел" жесткий диск. Через некоторое время "Creative Labs", создавая звуковую карту "Sound Blaster Pro", нашла применение прерыванию. С тех пор IRQ5 стало излюбленным для большинства звуковых ISA-карт. Звуковые PCI-карты также иногда используют это прерывание для эмуляции "SB Pro". IRQ5 можно привязать к слоту PCI.
6Контроллер FDD-дисковода* 1Прерывание используется контроллером флоппи-дисковода, начиная с первых ПК. Ныне его можно отключить, если перейти на совместимый с обычными дискетами накопитель LS-120 с интерфейсом EIDE. Однако прерывание все равно не может быть использовано: ISA-карты на работу с ним не рассчитаны, и к слоту PCI привязать его нельзя. Может быть использовано для привода на на магнитной ленте.
7LPT 10По умолчанию прерывание первого параллельного порта LPT1. При отключенном порте (если принтер отсутствует или рассчитан на USB) может использоваться различными устройствами: сетевыми, ISDN-картами. Это также "запасное" место для звуковых карт.
8Часы реального времени (RTC)* 12Системное прерывание со времени первых IBM AT.
9свободен11Каскадировано с IRQ2. В остальном может использоваться по усмотрению.
10свободен10Может быть использовано по усмотрению. Устаревшие IDE-контроллеры на старых звуковых картах иногда используют это IRQ.
11свободен9Может быть использовано по усмотрению, часто используется видеокартами. В современных ПК обычно резервируется для шины USB. При отключении последней в BIOS может быть задействовано иначе.
12свободен или PS/2-мышь8Если используется мышь, это IRQ в большинстве случаев выдается лишь по разрешению BIOS. Почти всегда прерывание свободно.
13Сопроцессор* 7Системное прерывание. Изначально применялось арифметическим сопроцессором, который в первых ПК являлся отдельной микросхемой. Ныне это прерывание зарезервировано для совместимости со старым ПО.
14Первичный EIDE-контроллер6По разрешению BIOS может быть использовано в SCSI- системах.
15Вторичный EIDE-контроллер5Также может использоваться SCSI-интерфейсом, хотя обычно на него "подгружают" дополнительные EIDE-диски. При отсутствии устройств может применяться в любых целях.
**Примечания**: 15 - наивысший приоритет, * - эти системные компоненты жестко зафиксированы и их конфигурация не может быть изменена. При установке в слоты карт расширения необходимо помнить о следующем:
  • слоту AGP и первому слоту PCI присваивается один и тот же номер прерывания
  • если слотов PCI пять, то один номер разделяют также четвертый и пятый слоты
  • при установке сложного устройства, требующего сразу два IRQ, желательно следующий слот оставлять свободным, иначе возможна достаточно сложная процедура ручного присваивания ресурсов.